- РОЖДЕНИЕ
- — пограничное состояние между бытием и небытием. Рождения ребенка ожидали со страхом и одновременно надеждой: он мог стать как подарком судьбы, так и наказанием богов. Роженицу перед родами, как правило, изолируют. У многих народов, находившихся на стадии родоплеменного строя, она уходила в отдельное место, где тщательно очищалась. Современный обычай отвозить женщину в родильный дом также связан с идеей изоляции. Если роды происходят в домашних условиях, то женщине выделяют отдельную комнату, которую тщательно убирают до и после родов. У полинезийцев островов Самоа физическое рождение не является чем-то сакральным и не скрывается от других. Там на время родов приглашают большое количество гостей, а женщина должна принимать участие в общем веселье. Во многих культурах участие в обряде рождения — это исключительно женская привилегия. Как правило, роль повитухи выполняют старые замужние женщины, родившие не менее трех детей. Женское начало в этом случае воспринимается как олицетворение порождающей силы земли. На время родов все узлы в доме (в том числе и косы роженицы) принято развязывать. В случае трудных родов повитуха несколько раз проводит женщину через порог. На Кавказе до сих пор сохранился обычай, по которому мальчики дежурят у помещения, где происходят роды, для того чтобы первыми сообщить отцу и всем остальным радостную весть о рождении сына и получить за это сообщение подарки. В осетинских семьях сразу после рождения ребенку перевязывали пуповину, а затем купали в теплой воде с мылом. При этом в таз клали ножницы или другие металлические предметы, что якобы предохраняло ребенка от «сглаза». Кроме того, обычно новорожденного младенца продевали через отверстие чесалки для шерсти, чтобы обезопасить от козней чертей. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.
Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик. В.Л. Телицын, В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов. 2005.